Top.Mail.Ru

Секреты кода

Обучение основам программирования школьников и их наставников из детских домов, интернатов, малокомплектных и сельских школ. Знакомство с историей интернета и доменной отрасли, формирование навыков эффективного использования цифровых технологий.

Секреты кода

Цели проекта

Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области использования инновационных подходов в преподавании IT-технологий и программирования.

Повышение шансов на успешную социализацию и профессиональное становление выпускников детских домов, интернатов, малокомплектных и сельских школ за счет освоения базовых навыков программирования и знаний основ интернет-технологий, развитие алгоритмического и логического мышления посредством языка программирования Python.

Задачи проекта

Педагогам:

Предоставить рабочие алгоритмы и методики для организации и проведения дополнительных занятий по программированию, устройству интернета и, профориентации в сфере IT

Школьникам:

Сформировать адекватную самооценку и повысить уверенность в себе: успехи в программировании способствуют формированию чувства собственной компетентности и самостоятельности

Познакомить с историей интернета, развитием доменной отрасли и основами управления интернетом

Повысить уровень цифровой грамотности, сформировать навыки безопасного использования сети и эффективного использования цифровых инструментов

Актуализировать теоретические представления о языках программирования, профессии программиста и других IT-специальностях

Сформировать представление об основных элементах программирования

Познакомить с синтаксисом языка программирования Python. Сформировать навыки разработки эффективных алгоритмов и программ на основе Python

Проект также поможет:

Педагогам

Педагогам

Получить навыки организации дополнительных занятий по программированию и профориентации в сфере IT.

По результатам рассмотрения заявок будет отобрано 25 учреждений и преподавателей этих учреждений для обучения.
Школьникам и студентам

Школьникам

Сформировать адекватную самооценки и повысить уверенность в себе: успехи в программировании способствуют формированию чувства собственной компетентности и самостоятельности.

К участию приглашаются:

Педагоги малокомплектных и сельских школ, интернатов, детских домов различной специализации (предметной направленности) и квалификации.

Школьники 11-16 лет из детских домов, интернатов, малокомплектных и сельских школ.

Преподаватели проекта «Секреты кода» обучают педагога навыкам организации занятий по цифровой грамотности и программированию. После — педагоги передают полученные знания своим ученикам, выполняют вместе с ними контрольные задания и готовятся к итоговой защите выпускных проектов.

Что необходимо сделать учреждению для участия в проекте?

Выбрать 1 педагога-руководителя.

Выбрать 5-10 учеников, желающих и готовых изучать / продолжать изучать программирование.

Найти место для проведения занятий и выполнения заданий (компьютерный класс, библиотека и т. д.).

Заполнить и отправить по электронному адресу academia@cctld.ru или направить заявку через форму не позднее 25 ноября 2025 года.

Оставить заявку

Результат обучения

Для педагогов:

Удостоверение о повышении квалификации и методическое пособие по ведению курса основ программирования и устройства интернета.

Для школьников:

Навыки программирования на языке Python

Сертификат об окончании обучения

Помощь в участии в олимпиаде

Призы от организаторов проекта

Участие — бесплатное

Оставить заявку

Программа

Ноябрь 2025 – Апрель 2026

Форма обучения: очно-заочная

Продолжительность: 6 месяцев (ноябрь 2025 – апрель 2026), 72 часа (для педагогов), 72 часа для учеников

Режим: занятия онлайн для педагогов проводятся 1 раз в неделю по средам, продолжительность каждого – 2 часа, для учеников занятия проводятся очно по расписанию образовательного учреждения, а также часть занятий проводятся кураторами и педагогами проекта «Секреты кода» по средам. (то есть примерно 50% занятий проводится под руководством кураторов и преподавателей проекта «Секреты кода», 50% - под руководством педагога учреждения).

НОЯБРЬ


19 ноября, ср, 16:00 (МСК)

  • Запуск проекта, открытое мероприятие, стартовый вводный вебинар проекта «Секреты кода»

26 ноября, ср, 16:00 (МСК) (2 акад.часа)

  • Первое занятие для педагогов. «Адресное пространство интернета»
  • Эксперт: Георгий Георгиевский (Координационный центр доменов .RU/.РФ)

27 ноября, чт, 15:00 (МСК)

  • Второе занятие для педагогов. «Архитектура интернета. Управление интернетом»
  • Практическое задание: тестирование и викторина

ДЕКАБРЬ


3 декабря, ср, 15:00 (МСК)

  • Занятие №3 для педагогов «Языки программирования», «Азбука кода: первые шаги в Python» (разбор Модуля №1)

4 декабря, чт, 15:00 (МСК)

  • Занятие №4 для педагогов «Линейные программы: путь без развилок» (разбор Модуля №2)

1-7 декабря (по расписанию УЧ)

  • Занятие №1 для учеников в своем УЧ по теме «Цифровая грамотность. Основы интернет. Доменные имена основные вопросы сферы управления Интернетом». Участие в викторине.

10 декабря, ср, 15:00 (МСК)

  • Открытая лекция профориентационной направленности: «Мир IT-профессий»

10 декабря, ср, 16:00 (МСК)

  • Занятие №5 для педагогов «Развилки кода: условия и логические решения» (разбор Модуля №3)

8-14 декабря (по расписанию УЧ)

  • Занятие №2 для учеников «Языки программирования», «Азбука кода: первые шаги в Python» (разбор Модуля №1) в своем УЧ.

17 декабря, ср, 15:00 (МСК)

  • Кураторская встреча (для педагогов и детей)

17 декабря, ср, 16:00 (МСК)

  • Занятие №6 для педагогов «Случай и выбор: каскадные условия и генерация случайных чисел» (разбор Модуля №4)

15-21 декабря (по расписанию УЧ)

  • Занятие №3 для учеников «Линейные программы: путь без развилок» (разбор Модуля №2) в своем УЧ

24 декабря, ср, 15:00 (МСК)

  • Открытая лекция профориентационной направленности: «Проблемы информационной безопасности школьников»

24 декабря, ср, 16:00 (МСК)

  • Занятие №7 для педагогов «Циклы времени: повторения и алгоритмы с кругами» (разбор Модуля №5).

22-28 декабря (по расписанию УЧ)

  • Занятие №4 для учеников «Развилки кода: условия и логические решения» (разбор Модуля №3) в своем УЧ.

ЯНВАРЬ


9 января, ср, 16:00 (МСК)

  • Занятие №8 для педагогов «Игровые механики: циклы в действии» (разбор Модуля №6)

14 января, ср, 16:00 (МСК)

  • Занятие №9 для педагогов «След Черепахи: визуальное программирование с модулем Turtle» (разбор Модуля №7)

16 января, ср, 15:00 (МСК)

  • Кураторская встреча 15-00 (для педагогов и детей)

16 января, ср, 16:00 (МСК)

  • Занятие №10 для педагогов «Окна возможностей: интерфейсы с Tkinter» (разбор Модуля №8)

12-18 января (по расписанию УЧ)

  • Занятие №5 для учеников «Случай и выбор: каскадные условия и генерация случайных чисел» (разбор Модуля №4) в своем УЧ

21 января, ср, 15:00 (МСК)

  • Открытая лекция профориентационной направленности (для педагогов и детей)

21 января, ср, 16:00 (МСК)

  • Занятие №11 для педагогов «Пиксельные узоры: создание заставок и визуальных эффектов» (разбор Модуля №9)

19-25 января (по расписанию УЧ)

  • Занятие №6 для учеников «Циклы времени: повторения и алгоритмы с кругами» (разбор Модуля №5) в своем УЧ

28 января, ср, 15:00 (МСК)

  • Кураторская встреча (для педагогов и детей)

28 января, ср, 16:00 (МСК)

  • Занятие №12 для педагогов «Язык текста: строки и их тайны» (разбор Модуля №10)

26-30 января (по расписанию УЧ)

  • Занятие №7 для учеников «Игровые механики: циклы в действии» (разбор Модуля №6) в своем УЧ

ФЕВРАЛЬ


4 февраля, ср, 15:00 (МСК)

  • Открытая лекция профориентационной направленности (для педагогов и детей)

4 февраля, ср, 16:00 (МСК)

  • Занятие №13 для педагогов «Хранилище данных: работа с файлами и библиотеками Python» (разбор Модуля №11)

2-8 февраля (по расписанию УЧ)

  • Занятие №8 для учеников «След Черепахи: визуальное программирование с модулем Turtle» (разбор Модуля №7) в своем УЧ

11 февраля, ср, 15:00 (МСК)

  • Кураторская встреча (для педагогов и детей)

11 февраля, ср, 16:00 (МСК)

  • Занятие №14 для педагогов «Массивы – ключ будущего» (разбор Модуля №12)

9-15 февраля (по расписанию УЧ)

  • Занятие №9 для учеников (Модули 1-7 доработка) в своем УЧ.

18 февраля, ср, 15:00 (МСК)

  • Открытая лекция профориентационной направленности (для педагогов и детей)

18 февраля, ср, 16:00 (МСК)

  • Занятие №15 для педагогов – «Итоговый проект»

16-22 февраля (по расписанию УЧ)

  • Занятие №10 для учеников «Окна возможностей: интерфейсы с Tkinter» (разбор Модуля №8) в своем УЧ

25 февраля, ср, 15:00 (МСК)

  • Кураторская встреча (для педагогов и детей)

25 февраля, ср, 16:00 (МСК)

  • Занятие №16 для педагогов - «Подготовка учеников к Олимпиадам по программированию»

25-30 февраля (по расписанию УЧ)

  • Занятие №11 для учеников «Пиксельные узоры: создание заставок и визуальных эффектов» (разбор Модуля №9) в своем УЧ

МАРТ


4 марта, ср, 15:00 (МСК)

  • Открытая лекция профориентационной направленности (для педагогов и детей)

4 марта, ср, 16:00 (МСК)

  • Занятие №17 для педагогов -

2-8 марта (по расписанию УЧ)

  • Занятие №12 для учеников «Язык текста: строки и их тайны» (разбор Модуля №10) в своем УЧ

11 марта, ср, 15:00 (МСК)

  • Кураторская встреча (для педагогов и детей)

11 марта, ср, 16:00 (МСК)

  • Защита проектов педагогов

9-15 марта (по расписанию УЧ)

  • Занятие №13 для учеников «Хранилище данных: работа с файлами и библиотеками Python» (разбор Модуля №11) в своем УЧ

18 марта, ср, 15:00 (МСК)

  • Открытая лекция профориентационной направленности (для педагогов и детей)

18 марта, ср, 16:00 (МСК)

  • Кураторская встреча для желающих

16-22 марта (по расписанию УЧ)

  • Занятие №14 для учеников «Массивы – ключ будущего» (разбор Модуля №12) в своем УЧ

25 марта, ср, 15:00 (МСК)

  • Кураторская встреча (для педагогов и детей) по итоговому проекту

25 марта, ср, 16:00 (МСК)

  • Открытая лекция профориентационной направленности (для педагогов и детей)

22-30 марта (по расписанию УЧ)

  • Занятие №15 для учеников «Код создателя: проект от идеи до защиты» (Итоговый проект) в своем УЧ

АПРЕЛЬ


1 апреля, ср, 16:00 (МСК)

  • Кураторская встреча для желающих

1-5 апреля (по расписанию УЧ)

  • Занятие №16 для учеников (доработка всех модулей и подготовка итогового проекта) в своем УЧ

8 апреля, ср, 15:00 (МСК)

  • Открытая лекция профориентационной направленности (для педагогов и детей)

8 апреля, ср, 16:00 (МСК)

  • Кураторская встреча для желающих

6-12 апреля (по расписанию УЧ)

  • Занятие №17 для учеников (доработка всех модулей и подготовка итогового проекта) в своем УЧ

15 апреля, ср, 10:00 – 22:00 (местного времени)

  • Олимпиада по программированию для лучших учеников проекта

15 апреля, ср, 16:00 (МСК)

  • Кураторская встреча для желающих «Арена разума: Олимпиадные задачи по программированию»

13-19 апреля (по расписанию УЧ)

  • Занятие №18 для учеников (доработка всех модулей и подготовка итогового проекта) в своем УЧ

22 апреля, ср, 15:00 (МСК)

  • ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (для педагогов и детей)

29 апреля, ср, 16:00 (МСК)

  • ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ «СЕКРЕТЫ КОДА» (итоговый вебинар)

* Здесь и далее указано московское время (MSK)

Эксперты и преподаватели

Рубцова Ольга Владимировна

Рубцова Ольга Владимировна

К.п.н., ректор Академии инновационного образования и развития, член-корр РАЕН, федеральный аккредитованный эксперт Роскомнадзора, главный редактор информационно-методического журнала «ВНЕшкольник», член общественного совета при Уполномоченном при Президенте по правам ребенка, член Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО.

Мария Колесникова

Мария Колесникова

Главный аналитик Координационного центра доменов .RU/.РФ, председатель Российской рабочей группы по универсальному принятию.

Юрьева Илона Викторовна

Юрьева Илона Викторовна

Эксперт и преподаватель Академии инновационного образования и развития, эксперт региональной комиссии по проверке ЕГЭ и ОГЭ, преподаватель информатики, руководитель онлайн-школы «Молодец».

Анастасия Савельева

Зубов Максим Сергеевич

Заместитель председателя региональной экспертной комиссии по информатике, заместитель директора многопрофильного лицея №148 Челябинска по информатизации, эксперт АИОР.

Георгий Георгиевский

Георгий Георгиевский

Руководитель отдела по работе с регистраторами и пользователями Координационного центра доменов .RU/.РФ.

Ольга Яковлева

Ольга Яковлева

Начальник проектного отдела, руководитель социально-просветительских проектов Координационного центра доменов .RU/.РФ, член комитета по развитию доменного пространства.

Виктория Бунчук

Виктория Бунчук

Руководитель социальных проектов Координационного центра доменов .RU/.РФ, член Всероссийского общественного экспертного совета «Безопасная информационная среда детства».

Анастасия Савельева

Анастасия Савельева

Старший преподаватель кафедры инфокоммуникационных систем Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ).

Сергей Геннадьевич Золотухин

Сергей Геннадьевич Золотухин

Консультант по кибербезопасности компании F6.

Организаторы:

Партнеры: